Автор:

Научный семинар на тему: «Названия некоторых созвездий древней Месопотамии и их лексические соответствия в ингушском языке»

27 марта в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева прошел научный семинар на тему: «Названия некоторых созвездий древней Месопотамии и их лексические соответствия в ингушском языке» (к постановке проблеме). С докладом выступил научный сотрудник отдела «Древней и средневековой истории Ингушетии» Хайров Б.А. Доклад был посвящен этимологическому исследованию шумерских наименований созвездий с применением лексики ингушского (нахского) языка. Было отмечено, что названия созвездий – являются одними из самых древних и обладают высокой степенью устойчивости и тому свидетельством многочисленные письменные источники Древнего Шумера, Древнего Египта, античной Греции и, наконец, средневекового Арабского халифата.
Докладчик отметил, что по мнению ряда ученых (А.А. Гурштейн, Е.В. Антонова и др.), выделение первых созвездий зодиака (первая четверка) относится к периоду формирования производящего хозяйства (VIII-VII тыс. до н.э.). Созвездия второго поколения (вторая четверка) датируются серединой III тыс. до н.э. Установлено, что шумеры начали расселяться в Нижней Месопотамии в начале IV тыс. до н.э. Создатели дошумерской знаменитой убейдской культуры (V-IV тыс. до н.э.) известны под именем субареев (шум. «су») и отождествляются с хурритами. Хурритский язык, как и нахские, относится к восточнокавказским языкам. Субарейский язык известен по культурной лексике и именам, встречающимся в шумерских текстах. В этом вопросе не являются исключением и наименования многих созвездий в шумерском языке.
Участники научного семинара заметили, что этимологическому исследованию (историко-сравнительному анализу) были подвергнуты 20 названий шумерских созвездий и других светил (по каталогу Г.Е. Куртика). В процессе исследования установлено лексическое и семантическое совпадение двадцати шумерских названий созвездий с соответствующей лексикой ингушского (нахского) языка. Эти совпадения наглядно свидетельствуют о причастности носителей нахских языков к процессу изучения небесных светил в глубокой древности.