Автор:

Дискуссионная площадка «Формирование общероссийской гражданской идентичности молодежи Республики Ингушетия на основе историко-культурного наследия»

Сегодня, 17 октября 2023 года, в Ингушском научно-исследовательском институте гуманитарных наук им. Ч.Э. Ахриева прошла дискуссионная площадка на тему «Формирование общероссийской гражданской идентичности молодежи Республики Ингушетия на основе историко-культурного наследия», организованная отделом социально-политических исследований.
Формирование гражданской идентичности — формирование ценностного отношения к моральным и правовым нормам, истории и достижениям государства, государственному языку, а также традициям и культуре народов страны – является одним из приоритетных направлений государственной национальной политики и политики безопасности Российской Федерации, что отражено в ряде законодательных актов, таких как: Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации и др.
На дискуссионной площадке выступили: Барахоева Людмила Руслановна – кандидат экономических наук, заведующая отделом социально-политических исследований с докладом на тему «Проблемы формирования гражданской идентичности молодежи Республики Ингушетия (по результатам социологического исследования)»; Евлоева Лиана Маисовна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела ингушской этнологии с докладом на тему «Социальное самочувствие и миграционные установки ингушской молодежи», старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований Арсельгова Марина Адамовна с докладом на тему «Роль СМИ в формировании гражданской идентичности молодежи».
Были представлены результаты массового социологического опроса молодежи, обучающейся в образовательных учреждениях Республики Ингушетия, охватившего 3013 чел. Социологическое исследование включало: анализ «я-идентификации» молодежи региона; изучение представлений молодежи о патриотизме; изучение отношение молодежи к отдельным социальным группам; оценка уровня сформированности гражданской идентичности, в том числе в разрезе ее компонентов: когнитивного, аксиологического, коннотативного и деятельностного; степень выраженности отдельных видов гражданской идентичности; ценностные ориентации молодежи региона.
 
Каждый второй представитель молодежи в возрасте от 14 до 18 лет понимает под патриотизмом гордость за страну и ее достижения, 23,5% — бескорыстную любовь и служение Родине, 13,8% — сохранение национальной культуры и истории и т.д. Каждый четвертый старшеклассник считает, что на
формирование его политических взглядов оказывают влияние учителя; каждый пятый отметил роль органов государственной и региональной власти и среды общения и времяпрепровождения.
Выраженная позитивная гражданская идентичность наблюдается у 63,3% опрошенных, выраженная гиперпозитивная гражданская идентичность у 17,2%, выраженная негативная гражданская идентичность наблюдается у 5%.
Диагностика содержательных характеристик идентичности, а в первую очередь когнитивных, показала, что наиболее значимыми для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет являются:
«социальное Я», то есть аспекты Я, которые в значительной степени определяются социальными ценностями и влиянием общества. У 91,6% опрошенных присутствуют самоопределения, относящиеся к этой категории;
«рефлексивное Я», проявляющееся в представлениях, мыслях, чувствах индивида о самом себе. 86,54% опрошенных дали самоопределения из этой категории;
«деятельное Я», проявляющееся в характеристиках, обозначающих занятия, увлечения, интересы, способности, умения, знания и достижения. Самоопределения, относящиеся к этой категории прослеживаются у 41,1% опрошенных;
«коммуникативное Я», проявляющееся во взаимодействии личности с другими людьми или социальными группами. 38,1% опрошенных дали самоопределения, относящиеся к этой категории.
Подавляющее большинство опрошенных (92%) имеют средний уровень толерантности, что говорит о характерном для них сочетании как толерантных, так и интолерантных черт.
Представленные результаты исследований подверглись активному обсуждению, в результате которого были вынесены рекомендации по повышению уровня сформированности гражданской идентичности молодежи, а также отмечено, что данная работа должна осуществляться с учетом современных тенденций: быть не только содержательной, но и интересной, опираться на опыт и чувства молодежи, быть направленной на формирование духовно-нравственных ценностей, развитие у молодежи критического мышления, личной ответственности и гражданского самосознания.